ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Культура, история, искусство, мифы и личности
история древней греции искусство древней греции мифология древней греции литература древней греции галерея шедевров личности древней греции ссылки источники

Костюмы древних греков

 

Владычество Персии, казавшееся безграничным в VII-V веках, было подорвано небольшой, по существу, бедной страной, сыгравшей огромную роль в развитии европейской культуры. Этой страной была Древняя Греция, состоявшая из ряда городов-государств - полисов.

Природные, экономические и социальные условия существования Древней Греции способствовали образованию на ее территории именно таких маленьких городов-государств, площади которых были значительно меньше отдельных областей восточных деспотий.

Греки, жители полисов, были народом предприимчивым, энергичным. Скудная почва заставляла их искать новые земли, и уже в раннем периоде своего существования греки становятся мореплавателями, открывателями новых земель.

Характерной чертой древнегреческого общества, определившей ряд его особенностей, было отсутствие крупного рабовладения. Массу свободных граждан составляли греки, имевшие от двух до четырнадцати рабов. Это обстоятельство сыграло большую роль в образовании античной демократии, создавшей великую древнегреческую культуру.

Расцвет древнегреческой культуры, классический период ее истории (V-IV века до н. э.) связан с победой Греции в греко-персидских войнах. Но и в предшествующие периоды греки многого достигли в различных областях культуры. По дошедшим до нас памятникам искусства мы можем судить о внешнем облике греков, об их костюме, начиная с VI века до н. э. Отдельные изображения VII века до н. э., сделанные еще в так называемом "восточном стиле", дают нам слишком условное представление о костюме этого времени.

Напрасно мы станем искать признаки влияния крито-микенского стиля одежды на древнегреческий. Правда, набедренные повязки у мужчин-греков сохранились в VII и VI веках до н. э., но не они легли в основу древнегреческого костюма.

Древние греки создали законченный и совершенный тип драпированного костюма из отдельных, преимущественно прямоугольных кусков ткани. Художественный смысл этого костюма заключался в использовании пластических свойств ткани для создания сложного линейного ритма драпировок, который придавал величественную динамику всему облику человека. Постоянно меняясь в движении, этот костюм состоял из множества свободно лежащих драпировок, пересекающихся в различных направлениях, возникающих то в одном, то в другом месте, что при всей его простоте не создавало впечатления однообразия. Каждый костюм был индивидуален, хотя всегда неизменно делался из кусков ткани одной формы и часто даже одной величины. Однако костюм этот складывался постепенно и имел два основных варианта: дорийский - у жителей материковой Греции (его появление связано с переселением и завоеванием дорийцами значительной части Эллады в IX веке до н. э.) и ионийский - у малоазиатских греков.

Мужской костюм. На аттических вазах VI века до н. э. древние греки изображали первые драпированные одежды. Герои мифологии и эпоса имеют уже достаточно сложный костюм. Набедренная повязка еще остается (ил. 61), но носят и широкий "хитон" с короткими рукавами, иногда отделанный каймой, с поясом на талии и заложенный складками. Хитон обязательно надевали под доспехи (ил. 62), а в остальное время чаще носили только плащ, состоящий из прямоугольного куска ткани, в который можно было полностью завернуться. Прямоугольный плащ имел название "гиматий" или "гиматион". В классический период истории Греции (V век до н. э.) его размеры достигли 2,90x1,80м. Одежду делали из шерстяных, льняных или смешанных (лен с шерстью) тканей, изготовленных на вертикальном станке. Устойчивость нитей основы внизу создавалась с помощью небольших металлических грузиков, поэтому ткани были рыхлые, несколько напоминающие современный креп. Из таких тканей можно было создавать любые драпировки, в этом искусстве греки не имели и не имеют себе равных.

В VI веке небольшие гиматии обвертывали вокруг бедер и перекидывали один конец через левую руку, а в непогоду накидывали на плечи. Если же мужчине нужна была большая свобода движений, то он быстро и ловко перебрасывал плащ на грудь, концы перекидывал на спину (ил. 61) и тем самым освобождал руки для борьбы с противником.

Иным был ионийский костюм. Передвижение и переселение различных племен и народов на восточном побережье Эгейского моря (как и на западном), длившееся в течение многих веков, не могло пройти бесследно. Каждый народ, даже каждое племя, сливаясь с другим, обязательно приносит что-то из своих традиций и обычаев. Так, от восточных народов к грекам перешли длинные мужские одежды. Под влиянием сидонян и персов у них широко распространилась орнаментация тканей, хотя характер орнамента был иной (ил. 61, 69, 71). Однако необходимо заметить, что ионийские одежды по крою и форме были самобытны. Верхней же одеждой греков оставался гиматий.

Ионийцы в VI веке довольствовались хитоном из крупнокрепированной ткани и гиматием.

Таковы были основные одежды древних греков в доклассический период. В V веке до н. э. окончательно складывается древнегреческая демократия. В период греко-персидских войн формируются общественные требования к каждому свободному греку. Эти требования сказываются в системе воспитания, направленной на выработку моральной и физической стойкости в быте и нравах древних греков этого времени. Умеренность в пище и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам (ибо нега и роскошь были чертами восточного быта), сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды - вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывалось уважение к человеку - гражданину-герою.

Правильное физическое воспитание с детства способствовало пропорциональному .развитию фигуры, что породило культ обнаженного человеческого тела, процветавший в Древней Греции. Все это сказалось на характере древнегреческого костюма классического периода. Гладкие одноцветные, чаще всего белые или натуральные цвета; шерстяные и льняные ткани по-прежнему были основным материалом, хитоны без рукавов, короткие, выше колен. Покрой отсутствовал: прямоугольный кусок ткани (1 х 1,80 м) складывали пополам в долевом направлении, сшивали его долевые стороны, верхние края скрепляли двумя застежками - "фибулами", подшивали низ (неподшитый низ был знаком траура или рабства). Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений отстегивали пряжку на правом плече (ил. 63). Хитон носили всегда с поясом, а иногда и с двумя. Ремесленники, рабы и крестьяне, то есть те, кому приходилось физически трудиться, во время работы носили еще более простую одежду "экзомис" - кусок грубой ткани (ок. 2,30 х 1,40 м.), который закладывали долевыми складками в середине и покрывали им левое плечо. Чтобы ткань не спускалась на руку, ее поддерживала с правой стороны специальная повязка. В талии экзомис укрепляли поясом. Голову покрывали остроконечным колпаком - "пилосом" (ил. 64). Пастухи, охранявшие стада на горных пастбищах, носили одежду из козьих и овечьих шкур, или из толстой валяной ткани, а на голове "кинэ" - кожаный или меховой колпак, подобный шлему (ил. 69).

Одежда для путешествий, а грекам много приходилось путешествовать, состояла из прямоугольного плаща-хламиды, шляпы - "петас" с загнутыми полями, сандалий или коротких сапожков с отогнутыми, как петушьи гребешки, голенищами. Обычно хламиду скрепляли фибулой на правом плече, но существовали и другие формы плаща (ил. 69, 71).

Основной же верхней одеждой древних греков остается гиматий, значительно увеличенный в размерах (2,90 х 1,80 м). На всех народных собраниях, на всех торжественных шествиях греки появлялись в гиматиях, которые теперь драпировали установившимся определенным образом. Лучистые асимметричные драпировки и глубокие подвижные складки создавали живописную игру светотеней и выделяли, подчеркивали пластику человеческого тела в движении (ил. 61, 66).

Однако длинные одежды, кроме гиматия, носили только жрецы и облеченные властью выборные лица во время исполнения служебных обязанностей, актеры на представлениях и некоторые участники священных игр, как, например, возничий на конных состязаниях (ил. 70). Жрецов часто изображали в ионийских хитонах с рукавами из крепированной ткани и гиматиях. Очевидно, в Аттике этот вид одежды был связан с культом, перешедшим от малоазийских греков. Обувь - сандалии из кожи, укрепленные на ногах переплетенными ремнями.

Прическа. До совершеннолетия (16 лет) юноши носили довольно длинные волосы, после совершеннолетия и в зрелом возрасте - короткие. Люди преклонных лет могли не так часто стричь волосы, если они у них сохранялись. Борода у греков, особенно спартанцев, считалась признаком мужества. Обычай брить бороду возник только в эпоху Александра Македонского (IV век до н. э.).

Доспехи воинов. Собственно, одежда воинов состояла из двух предметов - короткого хитона и хламиды, которую надевали сверх доспехов. Греческие доспехи были сравнительно легкими, отличались художественной отделкой и рациональным построением. На протяжении многих веков они оставались не- изменивши образцами для других народов. Доспехи воинов (гоплитов) состояли из металлической кирасы, оставлявшей руки открытыми (ил. 67), поножей - "кнемидес" - и сандалий из толстой кожи на толстой двойной подошве - "крепидес". У легкой инфантерии кираса была сделана из толстой ткани на подкладке из фетра, а у кавалерии на кирасу нашивались бронзовые диски, образующие чешую.

Каждая из местностей Греции имела свою форму шлема: беотииский - закрывал не только голову, но щеки и нос, а гребень был украшен султаном; дорийский-был с низко спущенным забралом; коринфский - так низко опущен на лоб, что почти полностью скрывал глаза.

Женский костюм. От архаического периода сохранились изображения двух видов женских костюмов. Первый: сверх хитона-рубашки надета узкая длинная юбка из плотной орнаментированной ткани и короткая свободная кофточка без рукавов (ил. 72). В этом костюме, существовавшем в Аттике, еще заметно некоторое влияние крито-микенской женской одежды, которое сказывается в разделении ее на две части - лиф и юбку. В последующее время изображения такого костюма в древнегреческом искусстве уже больше не встречаются. По-видимому, он постепенно вырождается, уступая новым формам.

Победа остается за плиссированным или крепированным хитоном, сверх которого носили перекинутый через плечо шарф - "фарос" (ил. 60).

Легкие крепированные и плиссированные хитоны архаики легли в основу ионийской женской одежды (ил. 63). По дошедшим до нас сведениям, их делали из льняных разноцветных тканей. Ионийский хитон чаще всего имел широкие длинные рукава. В классический период (V век до н. э.) появилась новая форма хитона-из двух кусков ткани, шириной до запястья горизонтально вытянутых рук. На плечах и до запястья перед и спинка хитона соединялись застежками, по линии талии и под грудью опоясывались крестообразно, ткань между поясами драпировали в своеобразный буф - "колпос" (подобно тому, как это изображено на ил. 73, 76). Верхней женской одеждой, как и мужской, был также гиматий.

Среди жительниц материковой Греции были распространены хитоны и гиматий из шерстяных тканей ярких тонов - голубые, лиловые, желтые, пурпуровые, шафрановые, а для парадного торжественного костюма - со сложным тканым рисунком (ил. 74).

Самой древней женской дорийской одеждой был "пеплос" - кусок прямоугольной ткани (2x1,80 м), сложенный в долевом направлении и отогнутый по верхнему краю на 50-70 см. Верхний сгиб на плечах застегивали фибулами, на груди драпировали (ил. 74, 76). Несшитые, долевые края пеплоса, отделанные каймой, падали сбоку красивыми складками, которые плавно переходили в драпировку отворота - "диплоидия", также украшенную каймой. При ходьбе несшитая сторона пеплоса распахивалась и были видны обнаженными правое бедро и нога.

От яркого солнца или в непогоду, в знак печали или желая остаться незамеченной, женщина могла покрыть голову диплоидием. Существовал и "закрытый" пеплос, который состоял из хитона без рукавов с колпосом и диплоидием (ил. 73). На некоторых статуях диплоидий на спине настолько длинный, что явно предназначен для головного покрывала. Складки на хитоне и драпировки на диплоидии греки располагали строго симметрично, в спокойном ритме, что придавало облику древнегреческих женщин величественность и благородство. В этом решении сказывалось стилистическое единство античной архитектуры и костюма. Такая одежда была предназначена для торжественных случаев. Но самым торжественным было одеяние, в которое облачали статую Афины Паллады в Парфеноне. Оно состояло из ионийского хитона, распространившегося в Элладе после войны с Эгиной (569 год до н. э.), и дорийского пеплоса. Пеплос Афины греки меняли каждый год и каждый год девушки выбранные из знатных семей, в течение нескольких месяцев ткали его и несли в храм во время торжественного праздника "Великих Панафиней" (процессия с пеплосом была изображена на фризе Парфенона).

В обычной жизни при выходе на улицу женщины драпировались в гиматий, покрывая им и голову. Во время летней жары сверх покрывала прикрепляли еще шляпу из соломки - "фолию" (ил. 77). (Гречанки в таком костюме послужили сюжетом танагрской мелкой пластики в гамме розовых, голубых, светло-зеленых и желтых тонов, любимых многими женщинами Эллады.)

Существовал еще и род женского плаща из плотной ткани. В таком плаще древнегреческий художник (1-я половина V века до н. э.) изобразил богиню Геру (ил. 75).

Молодые девушки во время гимнастических упражнений были одеты в короткий хитон и для удобства спускали его с одного плеча. В обычной же жизни сверх хитона они носили полукороткую "паллулу" с поясом, руки и шея оставались открытыми (ил. 78, 79, 83).

Сандалии у женщин были более мягкие и изящные, чем у мужчин. Кроме сандалий гречанки носили шнурованные башмаки из красной кожи, плотно облегавшие ноги.

Качество ткани, прически и украшения определяли имущественные и социальные различия: рабыни не имели права носить гиматии, и их хитоны не были такими длинными, как у свободных жительниц Эллады.

Сложные прически, украшенные золотыми сетками и диадемами, носили главным образом гетеры. Почтенные матери знатных семейств, занятые хозяйством - наблюдением за работой рабынь, воспитанием сыновей (до семи лет), дочерей,- придерживались древних обычаев: внешний облик их отличался сдержанностью и скромностью.

В начале V века до н. э. среди древнегреческих женщин считалось недопустимым выставлять напоказ свое богатство и родовитость. Но по мере того как росло богатство и увеличивалось имущественное расслоение древнегреческого общества, все меньше оставалось последовательниц древних обычаев. Аристофан в комедиях постоянно высмеивал страсть своих современниц к украшениям, богатым одеждам, косметике.

Форма и линии древнегреческой женской прически всегда гармонировали с одеждой. Высокоразвитое чувство красоты, большая наблюдательность, художественный вкус открыли грекам все те приемы, с помощью которых можно было сделать женщину более красивой, более стройной. Это было не только использование подкладок и высоких толстых подошв, над чем смеялись драматурги и поэты, но и создание чисто художественных средств, к которым относилась и форма прически. Поднятые на затылке волосы поддерживались повязкой или сеткой, от чего шея казалась длиннее и тоньше, пряди волос спереди низко закрывали лоб (высокий лоб у женщин греки не считали признаком красоты) и поднимались к узлу на затылке, создавая изящную линию формы головы. Расположение волн завитых волос перекликалось с драпировками одежды, но не воспроизводило их, и это создавало ощущение законченности и цельности внешнего облика. Прически были разнообразны, но подчинялись единому композиционному принципу.

Украшения. Благодаря многочисленным археологическим раскопкам мы имеем довольно полное представление о драгоценных и недрагоценных древнегреческих украшениях. Тончайшая ювелирная работа-диадемы, шпильки и сетки для волос из золота, серьги, браслеты, ожерелья, застежки-фибулы, кольца из золота и сплава золота с серебром (ил. 80) - достигла в Древней Греции совершенства. Тонкие и изящные, они оттеняли женственную красоту дочерей Эллады, облик которых долгое время был идеалом красоты для европейцев.

  Яндекс цитирования   Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100