ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Культура, история, искусство, мифы и личности
история древней греции искусство древней греции мифология древней греции литература древней греции галерея шедевров личности древней греции ссылки источники

Сандро Боттичелли

 

Боттичелли (Botticelli; собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) Сандро (1445, Флоренция, - похоронен 17.5.1510, там же), итальянский живописец флорентийской школы. Около 1465-66 учился у Филиппе Липпи. В 1481-82 работал в Риме. В начале творчества Боттичелли выступает как типичный представитель раннего флорентийского Возрождения. Его ранним работам свойственны ясное построение пространства, чёткая светотеневая лепка, подробное повествование и интерес к бытовым деталям. В ряде ранних произведений Боттичелли заметно влияние Верроккьо и А. Поллайоло. В конце 1470-х гг. Боттичелли сближается с семейством Медичи и группировавшимися вокруг него гуманистами. В атмосфере двора Медичи в творчестве Боттичелли усиливаются черты утончённости и аристократизма, складываются особенности ярко индивидуальной манеры художника. В созданных Боттичелли картинах на античные и аллегорические темы поэтически обобщённые чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворённостью. Одушевлённость ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность лёгких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных, словно сотканных из рефлексов, красок создают атмосферу мечтательности, светлой лирической грусти. Композиция, приобретшая классическую стройность, обогащается прихотливой игрой линейных ритмов. В ряде работ Боттичелли 1480-х гг. проскальзывает оттенок тревоги, смутного беспокойства, В выполненных Боттичелли в 1481-82 фресках в Сикстинской капелле Ватикана величественная гармония пейзажа и памятников античной архитектуры сочетается с внутренним напряжением сюжетного рассказа, многообразием портретных образов. Портреты Боттичелли отличает острота воссоздания характеров, тонких, еле уловимых нюансов внутреннего состояния человека. В 1490-х гг., в период 1799 потрясших Флоренцию социальных движений и мистических проповедей Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются морализаторские ноты, драматизм и религиозная экзальтация. Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряжённость рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о кризисе мировосприятия художника. Рисунки Боттичелли к "Божественной комедии" Данте при острой эмоциональной выразительности сохраняют лёгкость и ясность образов. Творчество Боттичелли, впитавшее в себя лучшие традиции итальянского искусства 15 в., отразило глубокие противоречия духовной жизни Флоренции конца столетия.

  1. "Венера и Марс"
    1480 г., темпера, дерево, 69 x 173,5 см, Национальная галерея, Лондон

  2. "Паллада и Кентавр"
    1481—90 гг., холст, темпера, 207 х 148 см, Галерея Уффици, Флоренция

  3. "Рождение Венеры"
    1483—84 гг., холст, темпера, 172,5 x 278,5 см, Галерея Уффици, Флоренция


  Яндекс цитирования   Рейтинг@Mail.ru